Йо!
Справочник-путеводитель по Samurai Champloo: 15 серия
>> UPD 08.12.06 13:40
– статья закончена; добавлена статья про игру, с помощью которой Муген и Дзин решили, кому достанется Яцуха

Название: 徹頭徹尾
Герои и персонажи: Имано Яцуха
Ситуации и явления: рыбалка, фальшивомонетчики, Негоро, ниндзя, Онивабансю
Сцены и детали: лягушка, Кансайская глава, Кансай, Осака, водопады, книга о вкусной и здоровой рыбе, удон, камень-ножницы-бумага, казнь, Момо-сан, надпись на публичном доме
Имена и слова: песенка Фуу, Ятсуха, Дзин-сама
Анахронизмы: самолётик, башня, городское освещение, лифт, кимоно дзёри
Цитаты и прототипы: боевики про ниндзя
НАЗВАНИЕ:
徹頭徹尾 / кн. с головы до ног; с начала до конца; во всех деталях; во всех отношениях
Bogus Booty / Фальшивые трофеи / Фальшивый секс (он нецензурного сленгового значения «booty» – половой акт)
– (MC Entertainment)
Адекватный перевод на русский: Фальшивый улов
Russell D. Jones при использовании словаря иероглифов ЯРКСИ

ГЕРОИ и ПЕРСОНАЖИ:
Имано Яцуха
Один из самых сильных, светлых и безусловно положительных женских образов сериала, дочь Имано Дзинпачи, фальшивая дзёри (проститутка), агент под прикрытием, член тайной полиции сёгуната Онивабансю, «Настоящая Девушка-Ниндзя». И в борделе, и в бою, и просто так – очаровательна и бесподобна.

Мугену она досталась совершенно случайно, и кто знает, как бы повернулись события, если бы в вместо перевозбужденного окинавца рядом с Яцухой был невозмутимый Дзин. Наверное, было бы не так весело.

Следует отметить, что несмотря на желание отомстить за отца (который, судя по её разговору с Момочи Гинсой, погиб во время одного своего расследования), она сохранила жизнь главным преступникам – чтобы они предстали перед судом.
Очень расчётливая девушка. Умница, красавица и комсомолка... то есть преданная слуга сёгуната.

Ну, а Муген на неё повёлся, как щука на живца. Впрочем, она тоже «попалась». Очень целеустремлённая девушка: год работала в борделе, прежде чем вышла на Негоро и фаьшивомонетчиков. Так что Муген натурально «попал» – Яцуха будет ждать ровно столько, сколько нужно.

А потом... За следующим поворотом... И ведь мечом не отмахаешься...
©Russell D. Jones

СИТУАЦИИ и ЯВЛЕНИЯ:
Рыбалка
Отношения Дзина и рыбы всегда были сложными. Он не умеет их готовить (и в 11-й серии так и не научился готовить кабаяки). Он не умеет их ловить (хотя и обладает заметным терпением).
Наверное, потому что он сам немного рыба.

Однако же золото нашёл именно он.
©Russell D. Jones


Фальшивомонетчики
Правом чеканить монету обладал не только сёгунат, но и те, кто получил официальное разрешение властей.
В бедной ресурсами Японии номинальная стоимость монет отличалась как от их реальной стоимости металла, так и от ситуации на рынке. Поэтому для того, чтобы выпускать деньги нелегально, достаточно было обладать достаточными производственными мощностями и иметь сеть по сбыту.

Власти сёгуната активно боролись с фальшивомонетчиками, но поскольку в стране начался подъём экономики, изготовление фальшивых кобанов оставалось прибыльным делом. С другой стороны, средневековью было свойственно натуральное хозяйство, и поэтому это занятие не стало настолько развитым, как например, контроль за игорным бизнесом.
©Russell D. Jones

Негоро
Негоро – остатки клан монахов-воинов из Сэнгоку под предводительством Момочи Гинса. Как и сохеи из 9-й серии, всё никак не могут успокоиться. Средство для достижения целей они выбрали более «реальные», но всё ранво проиграли. И опять из-за того, что некий окинавец оказался не в том месте и не в то время.
Негоро-гуми 根来組 – старейший клан монахов-воинов, базировавшийся в замке Негородзи, в Кии (провинция Кии является частью префектуры Миэ и находится к югу от Осака). Они прославились своим умением обращаться с огнестрельным оружием, а также с таким традиционым оружием монахов-воинов как нагината. В конце 16-го века Негородзи, как и другие военные монастыри, был осаждён, а в 1585 году замок был сожжён войсками под предводительством Оды Нобунаги.
Монахи Негоро входили в секту Синги и принадлежали к одному из японских течений буддизма – Сингон-сю ( 真言宗 ) . Они также тесно взаимодействовали с монахами из других сект, таких как Иккё-икки, и поддерживали Токугаву Иэясу, противника Нобунаги. Многим из монахов удалось покинуть монастырь ещё до осады и укрыться в замке Вакаяма, который принадлежал Сайга Икки. Двадцать пять выживших монахов Негоро присоединились к войскам Токугавы Иэясу и составили отряд, вооружённый огнестрельным оружием.
Негоро отличались аскетизмом, воздерживались от женщин, вина и песен, но были сосредоточены скорее на войне, чем на молитвах. Они считались экспертами по огнестрельному оружию, включая аркебузы, были известными оружейниками.
©«Викпендия», пер. Russell D. Jones

Ниндзя
В этой серии сталкиваются два клана ниндзя – Тсуда из Негоро и клан Имано из Онивабансю.
Ниндзя вообще появляются здесь в первый раз – до этого они лишь упоминались, и скорее в юмористическом ключе (Фуу приняли за девушку-ниндзя из-за её феноменальных обжиральных способностей), что вполне логично, поскольку события 15-й серии связаны с тайной полицией, фальшивым золотом и бунтовщиками.
Кроме того, тот факт, что в предыдущих четырнадцати сериях не было видно ни одного ниндзя, ни о чём не говорит. Обычно ниндзя видят только один раз – перед смертью.
Работа у них такая. Почти как у Деда Мороза
Ниндзюцу
Тайное клановое боевое искусство, содержащее в себе комплексы знаний и умений по осуществлению диверсий и террора, методы проведения партизанских операций, разведку с использованием всех способов добывания и анализа информации, а также систему стратегического управления политической обстановкой (организация недовольства общественного мнения, политические провокации, подстрекательство и непосредственное участие в мятежах и т.д. и т.п). Весь этот комплекс ниндзюцу был организован на столь высоком уровне, что некоторые методики (например, редких способов маскировки, убийства или проникновения в жилище) кажутся маловероятными до сих пор. Жителям же средневековой Японии акции ниндзя (адептов ниндзюцу) представлялись проделками дьявола.
Тайные кланы ниндзя возникли в Японии одновременно с возникновением самурайского сословия в IХ–ХII вв. Прообразом ниндзя были группы китайских и корейских шпионов и диверсантов, чьи подразделения были организованы по родовой системе и которые исповедовали учения секретных школ даосизма – философского течения, направленного на подготовку человека к выживанию в самых экстремальных условиях и культивирующего полное слияние с природой, окружающей средой.
Возникшие в Японии после VIII в. и организованные по китайскому принципу кланы горных отшельников Ямабуси обогатили материковые учения японским направлением эзотерического буддизма Сингон. Эта секта поощряла тяжелые и изнурительные тренировки, направленные на совершенство духа, а также тщательно сохраняла собранные на протяжении веков знания по медицине, химии, астрологии и т.д. Подвижники Сингон наводили на обычных людей ужас и смятение своими возможностями, и их знания стали важным подспорьем в создании ниндзюцу.
Развивающиеся одновременно и параллельно с развитием самурайства, тайные школы ниндзюцу не имели ничего общего с военными ни по своей методике подготовки и арсеналу тактических и боевых приемов, ни по своей философии. Если самураи превыше всего ставили идеалы Бусидо и в соответствии с ними стремились наилучшим образом подготовиться к смерти, то ниндзя исповедовали прямо противоположную философию. Главное для ниндзя – это выполнить поставленную задачу, а так как основная их задача – разведка, то для успешного ее выполнения необходимо было выжить любой ценой. Для ниндзя не могло быть запретных действий, не могли существовать какие-либо нравственные, моральные или другие ограничения в методах ведения войны. Для достижения победы хороши любые средства и ниндзя успешно все их использовали.
Расцвет ниндзюцу пришелся на эпоху Сэнгоку дзидай (1467–1568), когда все воевали со всеми. Большинство существующих легенд рассказывает о подвигах ниндзя, совершенных именно в это время. Сохранившиеся же документальные свидетельства подтверждают существование в эпоху Сэнгоку дзидай школ Ига (на территории нынешней преф. Миэ) и Кога (преф. Сига). Всего же в то время существовало около 70 кланов ниндзя.
С установлением в 1615 г. мира в стране надобность в ниндзя постепенно отпала, и к XIX в. они сохранились как реликты.
©«Япония сегодня»

Онивабансю
Тайная полиция сёгуната. Исторически была организована позднее предполагаемого времени действия «Samurai Champloo» (70-х годов XVII века). Возможно, имелись в виду предтечи тайной полиции, тем более, что в сериале действует другой представитель служб правопорядка – специальный детектив Манзо-Пила.
Онивабансю
お庭番衆 – букв. охрана внутреннего двора
Представляла собой группу ниндзя и онмицу (оммицу) (шпионов, детективов), основанную восьмым сёгуном Токугава, Токугава Ёсимунэ (1684-1751), которого называли величайшим сёгуном Японии.
В обязанности Онивабасю входило обеспечение безопасности, сбор информации и разведка. Существует вполне достоверная версия, согласно которой во время революции Бакумацу члены Онивабасю были отправлены в США, чтобы заручиться поддержкой для сёгуната.
В Онивабасю входили члены клана Кии – в первую очередь потому что Ёсимун был главой Кии.
Онивабасю являются героями многих самурайских фильмов и аниме-сериалов, наиболее известный из которых – манга и сериал «Rurouni Kenshin».
©«Викпендия», пер. Russell D. Jones

СЦЕНЫ и ДЕТАЛИ:
Лягушка
Лягушки в Японии – символ благополучного возвращения домой из путешествия. Их обычно дарили тем, кто отправляется в дальнюю дорогу. Статуэтку лягушки ставили у входа, чтобы ушедшие из него всегда возвращались.

Дело в том, что «лягушка» ( 蛙 ) по-японски – «каэру», и глагол «возвращаться» ( 帰る ) тоже звучит как «каэру». Отсюда, по простой японской логике, лягушка – символ возвращения домой.

Нецкэ – лягушка на дзори
Можно вспомнить нашу «лягушку-путешественницу», в России это земноводное – олицетворяет «сидячую» жизнь – на одном месте, без приключений и дорог
Russell D. Jones с использованием материалов блога Дмитрия (dzimitori)

Кансайская глава
Выйдя из Эдо, прошли Хаконскую заставу, по горам, леса и долинам, через 9-14 серии достигли района, который в настоящее время называется Кинки, и начали Кансайскую главу.

Судя по карте из вступления aka «Краткого содержания предыдущих серий», между пиратским эпизодом и 15-й серией они преодолели значительное расстояние и пересекли территории двух префектур – почти без приключений.


Кансай
Слово «кансай» впервые стало употребляться в Японии в X в., так же как и слово «канто». Через центральную часть острова Хонсю проходит высокая горная цепь Сидзука. Она вместе с озером Бива как бы барьером делит остров, а если взглянуть шире, то и всю страну, на две части – восточную и западную. За точку отсчета жители тогдашней Японии приняли постоялый двор, служивший заставой на перевале у подножия горы Осака. То, что восточнее, получило название Канто (к востоку от заставы), а то, что западнее, – Кансай (関西地方– район к западу от заставы). Другое название района – Кинки (近畿地方 – «пристоличный район»).
Если название Канто уже закрепилось на административно-экономических картах Японии, охватывая территорию Большого Токио с примыкающими префектурами Сайтама, Тиба, Канагава, Ибараки, Тотиги и Гумма, то другому названию – Кансай повезло в этом плане меньше. До сих пор различные источники весьма произвольно толкуют, к какой именно территории относится это наименование. Прежде всего это префектуры Осака, Киото, Хёго и Нара. С этим никто не спорит. Но иногда называют также Миэ, Сигу и Вакаяму, фактически уравнивая Кансай с административно-хозяйственным регионом Кинки. Некоторые энтузиасты Кансая считают, что его территория распространяется и на префектуру Фукуи, входящую вообще-то в район Тюбу. Поэтому долгое время название Кансай воспринималось не как географическое, административное или экономическое понятие, а скорее как эмоциональное противопоставление столичности Канто.
Некогда Кансай был важнейшим политическим, экономическим и культурным районом Японии. Столичный Киото был местопребыванием императорского двора, Осака – основным коммерческим центром страны, а Кобе – главным ее морским портом, «воротами в мир». В 1868 г. столицу перенесли из Киото в Эдо, тут же переименованный в Токио (Восточная столица). А Кансай, в одночасье лишенный мощи, блеска, влияния, стал шаг за шагом отступать на задний план, тушуясь перед достоинствами Канто.
©«Япония сегодня»

Осака
Итак, преодолев Внутреннее Море Сето, они достигли Камигаты (территории нынешних префектур Киото и Осака) и вступили в город Осака.

Осака – город и префектура расположились на небольшой равнине, ограниченной с севера и востока невысокими горами и простирающейся на запад до одноименного залива Сэто Найкай (который является частью Внутреннего Японского моря). Это как раз посередине основного японского острова Хонсю. Выгодное географическое положение города явилось одной из причин превращения его в процветающий торговый центр.
Через город, изрезанный многочисленными каналами, протекает река Ёдогава, берущая свое начало в озере Бива.
С давних времен в устье реки Ёдогава находился город Нанива(кё). С XV в. он сменил название на Осака.
©«Япония сегодня»

Водопады
Продвигаясь далее на запад по Хонсю, можно добраться до долины Такигава, образуемой одним из притоков реки Набари. Здесь на 4-километровом участке реки существует целый водный каскад, известный как 48 водопадов Акамэ (Akame Shijuhattake). На самом деле водопадов больше, но и число 48 для японцев казалось достаточно большим. Долина Такигава известна и как ареал обитания гигантских саламандр.
©«Япония сегодня»

Книга о вкусной и здоровой рыбе
Фуу вспоминает «книгу рецептов», и где говориться, что речная рыба невкусная.
Однако считать на нынешний лад эти сочинения настоящими кулинарными книгами было бы опрометчиво – ни в коей мере они не ставили своей целью просвещение хоть сколько-нибудь широкой публики. Как это ни покажется странным современному человеку, но эти книги считались тайными и читать их имели право только члены того или иного дома.
Вот такое это было нормальное средневековье, когда недоверие к чужакам распространялось даже на такую, казалось бы, невинную область, как наука о том, что вкуснее всего. Оттого и существовал разнобой в том, что и как следует есть.
Так, например, в одном сочинении утверждалось: «Животная пища делится на лучшую, среднюю и наихудшую. Это – морское, речное и горное». Всё, как видим, просто, понятно и уложено в схему. Но дальше следует такой пассаж: «Но лучше всего по вкусу горный фазан. И хотя карп рыба речная, но лучше её всё-таки нет. Даже кита вперёд него не поставишь». Другое сочинение тоже ставит на первое место рыбу, но утверждает, что всё-таки речная рыба повкуснее морской будет.
©А. Н. Мещеряков «Книга японских обыкновений» – частичное цитирование и пересказ

Надпись
うどん – удон – 饂 , записанной знаками хираганы.

Удон
Именно этим ужинает Фуу.
Обратите внимание на знакомую стопку опустошённый мисок.
Обратите внимание – вокруг собрались люди. Такого в Осаке ещё не видели.
«Аттракцион невиданного обжорства!» – можно бы уже догадаться и начать собирать деньги со зрителей, да только вот незадача: Фуу удаётся наесться от пуза тогда, когда с наличностью всё в порядке…
Удон – лапша из пшеничной муки, толстая, кремового цвета, по виду напоминает спагетти. Наиболее качественная удон делается из пшеничной муки высших сортов. Обычно ее едят с бульоном или с острыми соусами. Но удон вкусна и в жареном виде, с томатом или с белым соусом из моллюсков, в салатах. Ее следует слегка обварить, а затем обжарить.
И собу, и удон давно называют «едой на ходу», чем и объясняется обилие специализированных ресторанчиков. Приготовленную лапшу надо съесть немедленно, чтобы она не превратилась в слипшуюся массу. Более того, есть ее медленно считается оскорбительным для повара. Поэтому из крошечных забегаловок (на 4-5 мест), где подаются только соба или удон, раздаются весьма странные для слуха европейцев звуки, сопровождающие втягивание придерживаемых хаси длинных нитей лапши.
Приготовление блюд из японской лапши несколько специфично. Поскольку она солоноватая, то воду для варки уже не солят. Лапшу варят в большом количестве воды, опуская небольшими порциями, чтобы вода не переставала кипеть. Когда вся лапша заложена, доливают один стакан холодной воды, после закипания – еще один. Так повторяют 3-4 раза, пока лапша не сварится. Затем ее обязательно следует откинуть на дуршлаг и промыть холодной водой.
В большинстве случаев из собы и удона делают очень популярное типовое блюдо — домбури (букв. «большая фарфоровая миска»). В такую миску кладут горячие собу, удон или рамэн, а сверху — самые различные добавки из овощей, рыбы или мяса.
©Э.Молодякова, С.Маркарьян «Haute Cuisine по-японски» – «Япония сегодня»

Камень – ножницы - бумага
Муген и Дзин решили, кому достанется Яцуха, при помощи известной игры «Камень–Ножницы–Бумага».
Это популярная детская игра на руках известна во многих странах мира. Нередко используется как методика случайного выбора персоны для какой-либо цели (наряду с бросанием монеты, вытягиванием соломинок и т.п.).
Игроки считают вместе «Камень… Ножницы… Бумага… Раз… Два… Три», одновременно качая кулаками. На счёт «Три» они одновременно показывают при помощи руки один их 3-х знаков: «камень=кулак», «ножницы=указательный и средний пальцы» или «бумагу=ладонь».
Победитель определяется по следующим правилам:
– Камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает ножницы»)
– Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу»)
– Бумага побеждает камень («бумага заворачивает камень»)
Если игроки показали одинаковый знак, то засчитывается ничья и игра переигрывается.

Игра была изобретена в Китае. Согласно книге Wǔzázǔ ( 五雜俎 или 五雜組 ) написанной Xiè Zhàozhì ( 謝肇淛 ) во времена поздней Династии Мин, военачальники эпохи поздней династии Хань (206 до н. э. – 220) играли в игру, называемую shǒushìlìng ( 手勢令 ), которая признаётся эквивалентной современной «Камень, ножницы, бумага». Shǒushìlìng может быть переведено как «команды рукой»
Никаких упоминаний о использовании игры в Западной Европе до появления прямых контактов с Азией нет. Западные писатели в конце XIX века просто упоминают о ней как об азиатской игре.
©«Викпендия»

Казнь
Именно фальшивомонетчиков казнили подобным образом – заливали в горло расплавленный металл. В данном случае сами фальшивомонетчики применили такой вид «показательной казни».
©Russell D. Jones

Момо
«Момо-сан, а ты мальчик или девочка?»
Да уж, приятно познакомиться!
©Russell D. Jones

Надпись на публичном доме
吉野屋 – «yoshinoya», Дом Йошино.
При написании吉野家 и том же звучании получится «Yoshinoya» – основанная в 1899 году крупнейшая сеть ресторанов гюдона (блюдо из говядины, представляющее собой чашку риса с кусочками тушёной или жареной говядины наверху), лидер сети быстрого обслуживания в Японии. Часто сокращают до «йоши гю» (говядина Йошинойи). Девиз – «дёшево, быстро и вкусно».
В 2000-е годы между «Йошинойей» и «Макдональдсом» шли ценовые войны на понижение, и цена на одну порцию гюдона упала до 280 йен ((примерно 2,5 $), но с началом эпидемии коровьего бешенства в «Йошинойи» изменили меню и стали использовать свинину.

Yoshinoya в Терадачо, Осака
©«Викпендия», пер. Russell D. Jones

ИМЕНА и СЛОВА:
Песенка Фуу
Manpuku Manpuku Runtotto
Pukuman Pukuman Manzokumyo
Ujumoto Ujuno Ujju
Песенка о том, как же приятно наесться до отвала.
Manpuku
万福 – полное счастье
満腹 -suru – наедаться досыта
(Итого: одинаковое звучание, как следствие, близкий смысл. И этой нации приписывают «обычай не наедаться за столом, чтобы после трапезы оставалось лёгкое чувство голода»!
Остальные слова песенки – бессмысленный набор слогов.
Да и так всё понятно...
Russell D. Jones при использовании словаря иероглифов ЯРКСИ и английских фансубов

Ятсуха
Ятсуха – каноническое имя лисы, была такая очень известная.
©Tanuki

Дзин-сама
Одна из четырёх дзёри, что досталась Дзину, валяясь в изнеможении на полу и ножкой упираясь в спину этого тихони и скромника, шепчет с придыханием: «Дзин-сама!»
-сама (sama) – Наивысшая степень уважения. Обращение к богам и духам, к духовным авторитетам, девушки к возлюбленному, слуг к высокородным хозяевам, и т.д. На русский примерно переводится как «уважаемый, дорогой, досточтимый».
©Борис Иванов (Kensuke) – «Аниме и манга в России»

АНАХРОНИЗМЫ:
Самолётик – жжжууу!
Гоняясь за разъярённой Яцухой, Муген поднял руки и издал характерный жужжащий звук – ни дать ни взять пацанёнок, изображающий аэроплан.
Скорее всего, это не анахронизм – а очередные шуточки Ватанабэ сотоварищи ^_~.
©Neko-san & Laura Bryannan – «The Complete Guide to Anachronisms in Samurai Champloo» – Amalgam Samurai Champloo Fansite , пер. Russell D. Jones


Башня
Башня, которая неприлично торчит рядом с борделем, подозрительно похожа на достопримечательность Осаки – Цутенкаку, 通天閣 – «Башню-до-неба», построенную в 1912 году.
©Shu & dakameleon – «The Complete Guide to Anachronisms in Samurai Champloo» – Amalgam Samurai Champloo Fansite , пер. Russell D. Jones


Городское освещение
Яркость огней свидетельствует о свете скорее городских фонарей, нежели традиционны японских ламп, которые представляли собой свечку с бумажным «абажуром».
Но газового освещения не могло быть раньше 1792 года... (см. Справочник-путеводитель по 3-4 серии)

Если же это в самом деле газовый свет, да ещё и лифт – не удивительно, что бордель считался самым известным в Осаке!
©wasabi-chan – «The Complete Guide to Anachronisms in Samurai Champloo» – Amalgam Samurai Champloo Fansite , пер. Russell D. Jones

Лифт
Является ли лифт в борделе анахронизмом?
Технически, лифт возможен. Но учитывая изоляцию Японии, вряд ли такой механизм был распространённым явлением – тем более в борделе, совмещённом с мастерской фальшивомонетчиков.
©«The Complete Guide to Anachronisms in Samurai Champloo» – Amalgam Samurai Champloo Fansite , пер. Russell D. Jones
История создания лифтов
Первое упоминание о подъемном механизме относится к 2600 году до н.э.: египтяне использовали их в строительстве пирамид. Некоторые из этих устройств поднимали каменные блоки весом около 91 килограмма на высоту 150 метров.
Самый древний лифт археологи откопали в римском городе Геркулануме, который погиб во время извержения Везувия одновременно с Помпеями. Находка представляла собой остатки агрегата, предназначавшегося для подъема кулинарных блюд из кухни в столовую. Приблизительно с 80 года н.э. с помощью простейших лифтов на арену Колизея в Риме поднимали гладиаторов и диких животных.
В средние века лифты стали использоваться для перевозки людей и грузов на верхние этажи зданий. Это были весьма дорогие приспособления, поэтому их могли себе позволить только монархи, дворяне и церковнослужители. Так, в 1203 году в аббатстве на французском побережье был установлен лифт, приводимый в движение ослами.
Считается, что первый лифт в современном понимании был установлен в 1743 году во дворце французского короля Людовика XV в Версале. Громоздкая конструкция, приводимая в движение слугами, была сконструирована для того, чтобы 33-летний король мог подниматься в апартаменты своей любовницы, жившей этажом выше. Все эти агрегаты, которые сегодня мы называем простым словом "лифт", изготавливались на заказ канувшими в Лету мастерами-самоделкиными. Ни один из них не ставил перед собой цели заработать на их производстве.
Первые попытки обогатиться за счет технологии подъема грузов предпринял один из владельцев американских угольных шахт. В 1800 году этот американец представил первый паровой лифт, работающий без использования мускульной силы человека или животного. Такой прорыв в лифтостроении он совершил в корыстных целях: чтобы ускорить процесс подъема каменного угля из своей шахты. 35 лет спустя паровой лифт был задействован при перевозке грузов на одной из фабрик в Англии.
В России подобие лифтов было уже при Петре I (1672—1725). Неизвестный умелец, например, установил в Петергофе обеденный стол, который курсировал между первым и вторым этажами.
В 1845 году Вильям Томпсон, большой любитель всевозможных изобретений и автор пневматических шин, разработал первый гидравлический лифт, оказавшийся гораздо совершеннее парового.
Компания Otis появилась только в 1853 году. Спустя некоторое время стали появляться и другие фирмы, которые брались за производство безопасных лифтов.
В 1874 году в швейцарском городке Люцерна инженер Роберт Шиндлер основал свою одноименную фирму Schindler, которая сегодня вместе с Otis и Kone делит мировой рынок лифтов и эскалаторов.
© Наталия Веденеева "Деловой Петербург" №25 от 15.02.2002 Лифты и эскалаторы Kone

Кимоно дзёри
Это не совсем анахронизм – скорее ещё одна шутка.
Кимоно (славе направо) в мексиканском стиле, в стиле этника, дракончик из аниме (это Яцуха) и роботоподобный мальчик.
Кошку с рыбками можно не засчитывать.
©Russell D. Jones

ЦИТАТЫ и ПРОТОТИПЫ:
Боевики про ниндзя
Тут и месть, и погони, и пытки, и прекрасные гейши, и отважные герои.

И главная шутка серии – радикулит Дзина.
©Russell D. Jones
Подбор иллюстраций – Russell D. Jones, источники – собственноручно нарезанные скрин-шоты и открытые интернет-галереи.
Поскольку некоторые заметки, примечания и мысли были взяты из форумов и дневников, я взял на себя смелость слегка их отредактировать – поэтому приношу авторам свои извинения. Russell D. Jones
>> UPD 08.12.06 13:40
– статья закончена; добавлена статья про игру, с помощью которой Муген и Дзин решили, кому достанется Яцуха
Samurai Champloo~Справочник-путеводитель
15 серия:
ФАЛЬШИВЫЙ УЛОВ
15 серия:
ФАЛЬШИВЫЙ УЛОВ

Название: 徹頭徹尾
Герои и персонажи: Имано Яцуха
Ситуации и явления: рыбалка, фальшивомонетчики, Негоро, ниндзя, Онивабансю
Сцены и детали: лягушка, Кансайская глава, Кансай, Осака, водопады, книга о вкусной и здоровой рыбе, удон, камень-ножницы-бумага, казнь, Момо-сан, надпись на публичном доме
Имена и слова: песенка Фуу, Ятсуха, Дзин-сама
Анахронизмы: самолётик, башня, городское освещение, лифт, кимоно дзёри
Цитаты и прототипы: боевики про ниндзя
НАЗВАНИЕ:
徹頭徹尾 / кн. с головы до ног; с начала до конца; во всех деталях; во всех отношениях
Bogus Booty / Фальшивые трофеи / Фальшивый секс (он нецензурного сленгового значения «booty» – половой акт)
– (MC Entertainment)
Адекватный перевод на русский: Фальшивый улов
Russell D. Jones при использовании словаря иероглифов ЯРКСИ

ГЕРОИ и ПЕРСОНАЖИ:
Имано Яцуха
Один из самых сильных, светлых и безусловно положительных женских образов сериала, дочь Имано Дзинпачи, фальшивая дзёри (проститутка), агент под прикрытием, член тайной полиции сёгуната Онивабансю, «Настоящая Девушка-Ниндзя». И в борделе, и в бою, и просто так – очаровательна и бесподобна.

Мугену она досталась совершенно случайно, и кто знает, как бы повернулись события, если бы в вместо перевозбужденного окинавца рядом с Яцухой был невозмутимый Дзин. Наверное, было бы не так весело.

Следует отметить, что несмотря на желание отомстить за отца (который, судя по её разговору с Момочи Гинсой, погиб во время одного своего расследования), она сохранила жизнь главным преступникам – чтобы они предстали перед судом.
Очень расчётливая девушка. Умница, красавица и комсомолка... то есть преданная слуга сёгуната.

Ну, а Муген на неё повёлся, как щука на живца. Впрочем, она тоже «попалась». Очень целеустремлённая девушка: год работала в борделе, прежде чем вышла на Негоро и фаьшивомонетчиков. Так что Муген натурально «попал» – Яцуха будет ждать ровно столько, сколько нужно.

А потом... За следующим поворотом... И ведь мечом не отмахаешься...
©Russell D. Jones

СИТУАЦИИ и ЯВЛЕНИЯ:
Рыбалка
Отношения Дзина и рыбы всегда были сложными. Он не умеет их готовить (и в 11-й серии так и не научился готовить кабаяки). Он не умеет их ловить (хотя и обладает заметным терпением).
Наверное, потому что он сам немного рыба.

Однако же золото нашёл именно он.
©Russell D. Jones


Фальшивомонетчики
Правом чеканить монету обладал не только сёгунат, но и те, кто получил официальное разрешение властей.
В бедной ресурсами Японии номинальная стоимость монет отличалась как от их реальной стоимости металла, так и от ситуации на рынке. Поэтому для того, чтобы выпускать деньги нелегально, достаточно было обладать достаточными производственными мощностями и иметь сеть по сбыту.

Власти сёгуната активно боролись с фальшивомонетчиками, но поскольку в стране начался подъём экономики, изготовление фальшивых кобанов оставалось прибыльным делом. С другой стороны, средневековью было свойственно натуральное хозяйство, и поэтому это занятие не стало настолько развитым, как например, контроль за игорным бизнесом.
©Russell D. Jones

Негоро
Негоро – остатки клан монахов-воинов из Сэнгоку под предводительством Момочи Гинса. Как и сохеи из 9-й серии, всё никак не могут успокоиться. Средство для достижения целей они выбрали более «реальные», но всё ранво проиграли. И опять из-за того, что некий окинавец оказался не в том месте и не в то время.
Негоро-гуми 根来組 – старейший клан монахов-воинов, базировавшийся в замке Негородзи, в Кии (провинция Кии является частью префектуры Миэ и находится к югу от Осака). Они прославились своим умением обращаться с огнестрельным оружием, а также с таким традиционым оружием монахов-воинов как нагината. В конце 16-го века Негородзи, как и другие военные монастыри, был осаждён, а в 1585 году замок был сожжён войсками под предводительством Оды Нобунаги.
Монахи Негоро входили в секту Синги и принадлежали к одному из японских течений буддизма – Сингон-сю ( 真言宗 ) . Они также тесно взаимодействовали с монахами из других сект, таких как Иккё-икки, и поддерживали Токугаву Иэясу, противника Нобунаги. Многим из монахов удалось покинуть монастырь ещё до осады и укрыться в замке Вакаяма, который принадлежал Сайга Икки. Двадцать пять выживших монахов Негоро присоединились к войскам Токугавы Иэясу и составили отряд, вооружённый огнестрельным оружием.
Негоро отличались аскетизмом, воздерживались от женщин, вина и песен, но были сосредоточены скорее на войне, чем на молитвах. Они считались экспертами по огнестрельному оружию, включая аркебузы, были известными оружейниками.
©«Викпендия», пер. Russell D. Jones

Ниндзя
В этой серии сталкиваются два клана ниндзя – Тсуда из Негоро и клан Имано из Онивабансю.
Ниндзя вообще появляются здесь в первый раз – до этого они лишь упоминались, и скорее в юмористическом ключе (Фуу приняли за девушку-ниндзя из-за её феноменальных обжиральных способностей), что вполне логично, поскольку события 15-й серии связаны с тайной полицией, фальшивым золотом и бунтовщиками.
Кроме того, тот факт, что в предыдущих четырнадцати сериях не было видно ни одного ниндзя, ни о чём не говорит. Обычно ниндзя видят только один раз – перед смертью.
Работа у них такая. Почти как у Деда Мороза
Ниндзюцу
Тайное клановое боевое искусство, содержащее в себе комплексы знаний и умений по осуществлению диверсий и террора, методы проведения партизанских операций, разведку с использованием всех способов добывания и анализа информации, а также систему стратегического управления политической обстановкой (организация недовольства общественного мнения, политические провокации, подстрекательство и непосредственное участие в мятежах и т.д. и т.п). Весь этот комплекс ниндзюцу был организован на столь высоком уровне, что некоторые методики (например, редких способов маскировки, убийства или проникновения в жилище) кажутся маловероятными до сих пор. Жителям же средневековой Японии акции ниндзя (адептов ниндзюцу) представлялись проделками дьявола.
Тайные кланы ниндзя возникли в Японии одновременно с возникновением самурайского сословия в IХ–ХII вв. Прообразом ниндзя были группы китайских и корейских шпионов и диверсантов, чьи подразделения были организованы по родовой системе и которые исповедовали учения секретных школ даосизма – философского течения, направленного на подготовку человека к выживанию в самых экстремальных условиях и культивирующего полное слияние с природой, окружающей средой.
Возникшие в Японии после VIII в. и организованные по китайскому принципу кланы горных отшельников Ямабуси обогатили материковые учения японским направлением эзотерического буддизма Сингон. Эта секта поощряла тяжелые и изнурительные тренировки, направленные на совершенство духа, а также тщательно сохраняла собранные на протяжении веков знания по медицине, химии, астрологии и т.д. Подвижники Сингон наводили на обычных людей ужас и смятение своими возможностями, и их знания стали важным подспорьем в создании ниндзюцу.
Развивающиеся одновременно и параллельно с развитием самурайства, тайные школы ниндзюцу не имели ничего общего с военными ни по своей методике подготовки и арсеналу тактических и боевых приемов, ни по своей философии. Если самураи превыше всего ставили идеалы Бусидо и в соответствии с ними стремились наилучшим образом подготовиться к смерти, то ниндзя исповедовали прямо противоположную философию. Главное для ниндзя – это выполнить поставленную задачу, а так как основная их задача – разведка, то для успешного ее выполнения необходимо было выжить любой ценой. Для ниндзя не могло быть запретных действий, не могли существовать какие-либо нравственные, моральные или другие ограничения в методах ведения войны. Для достижения победы хороши любые средства и ниндзя успешно все их использовали.
Расцвет ниндзюцу пришелся на эпоху Сэнгоку дзидай (1467–1568), когда все воевали со всеми. Большинство существующих легенд рассказывает о подвигах ниндзя, совершенных именно в это время. Сохранившиеся же документальные свидетельства подтверждают существование в эпоху Сэнгоку дзидай школ Ига (на территории нынешней преф. Миэ) и Кога (преф. Сига). Всего же в то время существовало около 70 кланов ниндзя.
С установлением в 1615 г. мира в стране надобность в ниндзя постепенно отпала, и к XIX в. они сохранились как реликты.
©«Япония сегодня»

Онивабансю
Тайная полиция сёгуната. Исторически была организована позднее предполагаемого времени действия «Samurai Champloo» (70-х годов XVII века). Возможно, имелись в виду предтечи тайной полиции, тем более, что в сериале действует другой представитель служб правопорядка – специальный детектив Манзо-Пила.
Онивабансю
お庭番衆 – букв. охрана внутреннего двора
Представляла собой группу ниндзя и онмицу (оммицу) (шпионов, детективов), основанную восьмым сёгуном Токугава, Токугава Ёсимунэ (1684-1751), которого называли величайшим сёгуном Японии.
В обязанности Онивабасю входило обеспечение безопасности, сбор информации и разведка. Существует вполне достоверная версия, согласно которой во время революции Бакумацу члены Онивабасю были отправлены в США, чтобы заручиться поддержкой для сёгуната.
В Онивабасю входили члены клана Кии – в первую очередь потому что Ёсимун был главой Кии.
Онивабасю являются героями многих самурайских фильмов и аниме-сериалов, наиболее известный из которых – манга и сериал «Rurouni Kenshin».
©«Викпендия», пер. Russell D. Jones

СЦЕНЫ и ДЕТАЛИ:
Лягушка
Лягушки в Японии – символ благополучного возвращения домой из путешествия. Их обычно дарили тем, кто отправляется в дальнюю дорогу. Статуэтку лягушки ставили у входа, чтобы ушедшие из него всегда возвращались.

Дело в том, что «лягушка» ( 蛙 ) по-японски – «каэру», и глагол «возвращаться» ( 帰る ) тоже звучит как «каэру». Отсюда, по простой японской логике, лягушка – символ возвращения домой.

Нецкэ – лягушка на дзори
Можно вспомнить нашу «лягушку-путешественницу», в России это земноводное – олицетворяет «сидячую» жизнь – на одном месте, без приключений и дорог
Russell D. Jones с использованием материалов блога Дмитрия (dzimitori)

Кансайская глава
Выйдя из Эдо, прошли Хаконскую заставу, по горам, леса и долинам, через 9-14 серии достигли района, который в настоящее время называется Кинки, и начали Кансайскую главу.

Судя по карте из вступления aka «Краткого содержания предыдущих серий», между пиратским эпизодом и 15-й серией они преодолели значительное расстояние и пересекли территории двух префектур – почти без приключений.


Кансай
Слово «кансай» впервые стало употребляться в Японии в X в., так же как и слово «канто». Через центральную часть острова Хонсю проходит высокая горная цепь Сидзука. Она вместе с озером Бива как бы барьером делит остров, а если взглянуть шире, то и всю страну, на две части – восточную и западную. За точку отсчета жители тогдашней Японии приняли постоялый двор, служивший заставой на перевале у подножия горы Осака. То, что восточнее, получило название Канто (к востоку от заставы), а то, что западнее, – Кансай (関西地方– район к западу от заставы). Другое название района – Кинки (近畿地方 – «пристоличный район»).
Если название Канто уже закрепилось на административно-экономических картах Японии, охватывая территорию Большого Токио с примыкающими префектурами Сайтама, Тиба, Канагава, Ибараки, Тотиги и Гумма, то другому названию – Кансай повезло в этом плане меньше. До сих пор различные источники весьма произвольно толкуют, к какой именно территории относится это наименование. Прежде всего это префектуры Осака, Киото, Хёго и Нара. С этим никто не спорит. Но иногда называют также Миэ, Сигу и Вакаяму, фактически уравнивая Кансай с административно-хозяйственным регионом Кинки. Некоторые энтузиасты Кансая считают, что его территория распространяется и на префектуру Фукуи, входящую вообще-то в район Тюбу. Поэтому долгое время название Кансай воспринималось не как географическое, административное или экономическое понятие, а скорее как эмоциональное противопоставление столичности Канто.
Некогда Кансай был важнейшим политическим, экономическим и культурным районом Японии. Столичный Киото был местопребыванием императорского двора, Осака – основным коммерческим центром страны, а Кобе – главным ее морским портом, «воротами в мир». В 1868 г. столицу перенесли из Киото в Эдо, тут же переименованный в Токио (Восточная столица). А Кансай, в одночасье лишенный мощи, блеска, влияния, стал шаг за шагом отступать на задний план, тушуясь перед достоинствами Канто.
©«Япония сегодня»

Осака
Итак, преодолев Внутреннее Море Сето, они достигли Камигаты (территории нынешних префектур Киото и Осака) и вступили в город Осака.

Осака – город и префектура расположились на небольшой равнине, ограниченной с севера и востока невысокими горами и простирающейся на запад до одноименного залива Сэто Найкай (который является частью Внутреннего Японского моря). Это как раз посередине основного японского острова Хонсю. Выгодное географическое положение города явилось одной из причин превращения его в процветающий торговый центр.
Через город, изрезанный многочисленными каналами, протекает река Ёдогава, берущая свое начало в озере Бива.
С давних времен в устье реки Ёдогава находился город Нанива(кё). С XV в. он сменил название на Осака.
©«Япония сегодня»

Водопады
Продвигаясь далее на запад по Хонсю, можно добраться до долины Такигава, образуемой одним из притоков реки Набари. Здесь на 4-километровом участке реки существует целый водный каскад, известный как 48 водопадов Акамэ (Akame Shijuhattake). На самом деле водопадов больше, но и число 48 для японцев казалось достаточно большим. Долина Такигава известна и как ареал обитания гигантских саламандр.
©«Япония сегодня»

Книга о вкусной и здоровой рыбе
Фуу вспоминает «книгу рецептов», и где говориться, что речная рыба невкусная.
Однако считать на нынешний лад эти сочинения настоящими кулинарными книгами было бы опрометчиво – ни в коей мере они не ставили своей целью просвещение хоть сколько-нибудь широкой публики. Как это ни покажется странным современному человеку, но эти книги считались тайными и читать их имели право только члены того или иного дома.
Вот такое это было нормальное средневековье, когда недоверие к чужакам распространялось даже на такую, казалось бы, невинную область, как наука о том, что вкуснее всего. Оттого и существовал разнобой в том, что и как следует есть.
Так, например, в одном сочинении утверждалось: «Животная пища делится на лучшую, среднюю и наихудшую. Это – морское, речное и горное». Всё, как видим, просто, понятно и уложено в схему. Но дальше следует такой пассаж: «Но лучше всего по вкусу горный фазан. И хотя карп рыба речная, но лучше её всё-таки нет. Даже кита вперёд него не поставишь». Другое сочинение тоже ставит на первое место рыбу, но утверждает, что всё-таки речная рыба повкуснее морской будет.
©А. Н. Мещеряков «Книга японских обыкновений» – частичное цитирование и пересказ

Надпись
うどん – удон – 饂 , записанной знаками хираганы.

Удон
Именно этим ужинает Фуу.
Обратите внимание на знакомую стопку опустошённый мисок.
Обратите внимание – вокруг собрались люди. Такого в Осаке ещё не видели.
«Аттракцион невиданного обжорства!» – можно бы уже догадаться и начать собирать деньги со зрителей, да только вот незадача: Фуу удаётся наесться от пуза тогда, когда с наличностью всё в порядке…
Удон – лапша из пшеничной муки, толстая, кремового цвета, по виду напоминает спагетти. Наиболее качественная удон делается из пшеничной муки высших сортов. Обычно ее едят с бульоном или с острыми соусами. Но удон вкусна и в жареном виде, с томатом или с белым соусом из моллюсков, в салатах. Ее следует слегка обварить, а затем обжарить.
И собу, и удон давно называют «едой на ходу», чем и объясняется обилие специализированных ресторанчиков. Приготовленную лапшу надо съесть немедленно, чтобы она не превратилась в слипшуюся массу. Более того, есть ее медленно считается оскорбительным для повара. Поэтому из крошечных забегаловок (на 4-5 мест), где подаются только соба или удон, раздаются весьма странные для слуха европейцев звуки, сопровождающие втягивание придерживаемых хаси длинных нитей лапши.
Приготовление блюд из японской лапши несколько специфично. Поскольку она солоноватая, то воду для варки уже не солят. Лапшу варят в большом количестве воды, опуская небольшими порциями, чтобы вода не переставала кипеть. Когда вся лапша заложена, доливают один стакан холодной воды, после закипания – еще один. Так повторяют 3-4 раза, пока лапша не сварится. Затем ее обязательно следует откинуть на дуршлаг и промыть холодной водой.
В большинстве случаев из собы и удона делают очень популярное типовое блюдо — домбури (букв. «большая фарфоровая миска»). В такую миску кладут горячие собу, удон или рамэн, а сверху — самые различные добавки из овощей, рыбы или мяса.
©Э.Молодякова, С.Маркарьян «Haute Cuisine по-японски» – «Япония сегодня»

Камень – ножницы - бумага
Муген и Дзин решили, кому достанется Яцуха, при помощи известной игры «Камень–Ножницы–Бумага».
Это популярная детская игра на руках известна во многих странах мира. Нередко используется как методика случайного выбора персоны для какой-либо цели (наряду с бросанием монеты, вытягиванием соломинок и т.п.).
Игроки считают вместе «Камень… Ножницы… Бумага… Раз… Два… Три», одновременно качая кулаками. На счёт «Три» они одновременно показывают при помощи руки один их 3-х знаков: «камень=кулак», «ножницы=указательный и средний пальцы» или «бумагу=ладонь».
Победитель определяется по следующим правилам:
– Камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает ножницы»)
– Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу»)
– Бумага побеждает камень («бумага заворачивает камень»)
Если игроки показали одинаковый знак, то засчитывается ничья и игра переигрывается.

Игра была изобретена в Китае. Согласно книге Wǔzázǔ ( 五雜俎 или 五雜組 ) написанной Xiè Zhàozhì ( 謝肇淛 ) во времена поздней Династии Мин, военачальники эпохи поздней династии Хань (206 до н. э. – 220) играли в игру, называемую shǒushìlìng ( 手勢令 ), которая признаётся эквивалентной современной «Камень, ножницы, бумага». Shǒushìlìng может быть переведено как «команды рукой»
Никаких упоминаний о использовании игры в Западной Европе до появления прямых контактов с Азией нет. Западные писатели в конце XIX века просто упоминают о ней как об азиатской игре.
©«Викпендия»

Казнь
Именно фальшивомонетчиков казнили подобным образом – заливали в горло расплавленный металл. В данном случае сами фальшивомонетчики применили такой вид «показательной казни».
©Russell D. Jones

Момо
«Момо-сан, а ты мальчик или девочка?»
Да уж, приятно познакомиться!
©Russell D. Jones

Надпись на публичном доме
吉野屋 – «yoshinoya», Дом Йошино.
При написании吉野家 и том же звучании получится «Yoshinoya» – основанная в 1899 году крупнейшая сеть ресторанов гюдона (блюдо из говядины, представляющее собой чашку риса с кусочками тушёной или жареной говядины наверху), лидер сети быстрого обслуживания в Японии. Часто сокращают до «йоши гю» (говядина Йошинойи). Девиз – «дёшево, быстро и вкусно».
В 2000-е годы между «Йошинойей» и «Макдональдсом» шли ценовые войны на понижение, и цена на одну порцию гюдона упала до 280 йен ((примерно 2,5 $), но с началом эпидемии коровьего бешенства в «Йошинойи» изменили меню и стали использовать свинину.

Yoshinoya в Терадачо, Осака
©«Викпендия», пер. Russell D. Jones

ИМЕНА и СЛОВА:
Песенка Фуу
Manpuku Manpuku Runtotto
Pukuman Pukuman Manzokumyo
Ujumoto Ujuno Ujju
Песенка о том, как же приятно наесться до отвала.
Manpuku
万福 – полное счастье
満腹 -suru – наедаться досыта
(Итого: одинаковое звучание, как следствие, близкий смысл. И этой нации приписывают «обычай не наедаться за столом, чтобы после трапезы оставалось лёгкое чувство голода»!
Остальные слова песенки – бессмысленный набор слогов.
Да и так всё понятно...
Russell D. Jones при использовании словаря иероглифов ЯРКСИ и английских фансубов

Ятсуха
Ятсуха – каноническое имя лисы, была такая очень известная.
©Tanuki

Дзин-сама
Одна из четырёх дзёри, что досталась Дзину, валяясь в изнеможении на полу и ножкой упираясь в спину этого тихони и скромника, шепчет с придыханием: «Дзин-сама!»
-сама (sama) – Наивысшая степень уважения. Обращение к богам и духам, к духовным авторитетам, девушки к возлюбленному, слуг к высокородным хозяевам, и т.д. На русский примерно переводится как «уважаемый, дорогой, досточтимый».
©Борис Иванов (Kensuke) – «Аниме и манга в России»

АНАХРОНИЗМЫ:
Самолётик – жжжууу!
Гоняясь за разъярённой Яцухой, Муген поднял руки и издал характерный жужжащий звук – ни дать ни взять пацанёнок, изображающий аэроплан.
Скорее всего, это не анахронизм – а очередные шуточки Ватанабэ сотоварищи ^_~.
©Neko-san & Laura Bryannan – «The Complete Guide to Anachronisms in Samurai Champloo» – Amalgam Samurai Champloo Fansite , пер. Russell D. Jones


Башня
Башня, которая неприлично торчит рядом с борделем, подозрительно похожа на достопримечательность Осаки – Цутенкаку, 通天閣 – «Башню-до-неба», построенную в 1912 году.
©Shu & dakameleon – «The Complete Guide to Anachronisms in Samurai Champloo» – Amalgam Samurai Champloo Fansite , пер. Russell D. Jones


Городское освещение
Яркость огней свидетельствует о свете скорее городских фонарей, нежели традиционны японских ламп, которые представляли собой свечку с бумажным «абажуром».
Но газового освещения не могло быть раньше 1792 года... (см. Справочник-путеводитель по 3-4 серии)

Если же это в самом деле газовый свет, да ещё и лифт – не удивительно, что бордель считался самым известным в Осаке!
©wasabi-chan – «The Complete Guide to Anachronisms in Samurai Champloo» – Amalgam Samurai Champloo Fansite , пер. Russell D. Jones

Лифт
Является ли лифт в борделе анахронизмом?
Технически, лифт возможен. Но учитывая изоляцию Японии, вряд ли такой механизм был распространённым явлением – тем более в борделе, совмещённом с мастерской фальшивомонетчиков.
©«The Complete Guide to Anachronisms in Samurai Champloo» – Amalgam Samurai Champloo Fansite , пер. Russell D. Jones
История создания лифтов
Первое упоминание о подъемном механизме относится к 2600 году до н.э.: египтяне использовали их в строительстве пирамид. Некоторые из этих устройств поднимали каменные блоки весом около 91 килограмма на высоту 150 метров.
Самый древний лифт археологи откопали в римском городе Геркулануме, который погиб во время извержения Везувия одновременно с Помпеями. Находка представляла собой остатки агрегата, предназначавшегося для подъема кулинарных блюд из кухни в столовую. Приблизительно с 80 года н.э. с помощью простейших лифтов на арену Колизея в Риме поднимали гладиаторов и диких животных.
В средние века лифты стали использоваться для перевозки людей и грузов на верхние этажи зданий. Это были весьма дорогие приспособления, поэтому их могли себе позволить только монархи, дворяне и церковнослужители. Так, в 1203 году в аббатстве на французском побережье был установлен лифт, приводимый в движение ослами.
Считается, что первый лифт в современном понимании был установлен в 1743 году во дворце французского короля Людовика XV в Версале. Громоздкая конструкция, приводимая в движение слугами, была сконструирована для того, чтобы 33-летний король мог подниматься в апартаменты своей любовницы, жившей этажом выше. Все эти агрегаты, которые сегодня мы называем простым словом "лифт", изготавливались на заказ канувшими в Лету мастерами-самоделкиными. Ни один из них не ставил перед собой цели заработать на их производстве.
Первые попытки обогатиться за счет технологии подъема грузов предпринял один из владельцев американских угольных шахт. В 1800 году этот американец представил первый паровой лифт, работающий без использования мускульной силы человека или животного. Такой прорыв в лифтостроении он совершил в корыстных целях: чтобы ускорить процесс подъема каменного угля из своей шахты. 35 лет спустя паровой лифт был задействован при перевозке грузов на одной из фабрик в Англии.
В России подобие лифтов было уже при Петре I (1672—1725). Неизвестный умелец, например, установил в Петергофе обеденный стол, который курсировал между первым и вторым этажами.
В 1845 году Вильям Томпсон, большой любитель всевозможных изобретений и автор пневматических шин, разработал первый гидравлический лифт, оказавшийся гораздо совершеннее парового.
Компания Otis появилась только в 1853 году. Спустя некоторое время стали появляться и другие фирмы, которые брались за производство безопасных лифтов.
В 1874 году в швейцарском городке Люцерна инженер Роберт Шиндлер основал свою одноименную фирму Schindler, которая сегодня вместе с Otis и Kone делит мировой рынок лифтов и эскалаторов.
© Наталия Веденеева "Деловой Петербург" №25 от 15.02.2002 Лифты и эскалаторы Kone

Кимоно дзёри
Это не совсем анахронизм – скорее ещё одна шутка.
Кимоно (славе направо) в мексиканском стиле, в стиле этника, дракончик из аниме (это Яцуха) и роботоподобный мальчик.
Кошку с рыбками можно не засчитывать.
©Russell D. Jones

ЦИТАТЫ и ПРОТОТИПЫ:
Боевики про ниндзя
Тут и месть, и погони, и пытки, и прекрасные гейши, и отважные герои.

И главная шутка серии – радикулит Дзина.
©Russell D. Jones
Подбор иллюстраций – Russell D. Jones, источники – собственноручно нарезанные скрин-шоты и открытые интернет-галереи.
Поскольку некоторые заметки, примечания и мысли были взяты из форумов и дневников, я взял на себя смелость слегка их отредактировать – поэтому приношу авторам свои извинения. Russell D. Jones
ааа, значит, он ее все-таки ага!
Лягушки в Японии – символ благополучного возвращения домой из путешествия.
прошу прощения, это ведь в начеле этой серии был офигенный микс старинной песни со скретчем? (подобное пение, правда, без скретча, было в начале фильма "куклы" бай такеши китано, в эпизоде театральной кукольной постановки) прием очень сильный, я и ржу, и восхищаюсь.
есть у кого-нибудь инфо об этом искусстве?
Надо поискать
пасиб
ЗЫ: Конечно, он её того! Он нормальный мужечина, он туда не на луну пришёл любоваться.
Долго ли - умеючи? Умеючи - долго! (с)
И в этом плане с девушками ему повезло
совмещать народные напевы с хип-хопом
прием уже не нов, согласен, взять хоть ту же тетю инну желанную, которая русские народные напевы со слэпующим басом делает, а в последний альбом по слухам хип-хоп намешала.
он туда не на луну пришёл любоваться.
я наивное кю до последнего цепляюсь за дзинову асексуальность и искренне верю, что у него даже нет женилки.
и с моменту появления ниндзей прошла почти всё ночь
мне, как человеку циничному, интересно другое: на скольких хватило этого Геракла?
на скольких хватило этого Геракла?
а что там с самурайским предубеждением, мол, с эякуляцией музчино теряет свою силу? помнится, даже техники специальные были по задержке оргазьму... дамы должны были быть довольны продолжительностью коитуса...
м? %)
да и в додзё Дзин считался лучшим учеником
Вот он - непростой путь меча...
Не, ну дамы же очивидно были довольны!
не, ну а сколько тогда сколько? за сколько заплатил! муген же сказал: "эта моя, остальные очкарику", а остальных четыре штуки было. (и как он с такими страшными-то...) хватило б может и на большее количество
Мешок, мешок!
а я думал, сие анахронизм. %)
Аналогично
Американцы вообще не заметили
Но мне показалось нужным уточнить